Не только Христос, но также Моисей и Илья голодали 40 дней. Давид часто постился, и один период его поста в двенадцать дней нам известен. Иосафат узаконил голодание как средство оздоровления во всей Иудее. Как мы знаем из притчи о Мытаре и Фарисее (Евангелие от св. Луки), Фарисей гордится тем, что он постится дважды в неделю. Более двух тысяч лет тому назад лечение голодом было предписано философом природы Аскрепидом. Плутарх однажды сказал: «Вместо лекарства лучше поголодай день-два». Во многих древних писаниях индусских и китайских часто рекомендуется то же. Древнехристианские монахи зачастую отказывались от пищи главным образом по религиозным соображениям. Среди древних народов можно найти много похвал лечению голодом, как одному из ценнейших даров жизни, до включения его в их верования и религиозные обряды. Вот почему лечение голодом часто упоминается и рекомендуется в Библии. Каббала — секретная наука и мистическая философия евреев тоже предписывает голодание. У всех почти древних народов отказ от пищи считался способом очищения тела. Со времени, когда человек научился записывать историю, мудрость религии распространилась на всю Азию, а оттуда и на Европу. Тысячи лет она процветала в Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Иудее, Персии и Скандинавии, как и среди кельтов и готов. Каждый желающий принять звание священнослужителя проходил долгий период моления и поста. Друидские жрецы кельтов должны были проходить через продолжительный пост, приготовляясь к посвящению в следующую степень их культа. Солнцепоклонники Персии подвергали себя пятидесятидневному посту. То же практикуется в Индии и по сей день. Махатма Ганди, знаменитый духовный вождь Индии, часто постился, иногда подолгу. В его записках, которые, между прочим, могут быть названы образцовой литературой современности, Ганди неоднократно предписывает лечение голодом не только для исцеления тела, но и как средство умственного и духовного развития человека. Правда, более древние предписания голода были связаны с какой-либо формой покаяния и обыкновенно являлись частью определенного религиозного обряда, но несомненно, что должна была существовать какая-то цель в умах законодателей, предписавших его. Вероятно, это было результатом суммы наблюдений над благотворным влиянием голодания поневоле. В десятом и одиннадцатом веках великий лекарь арабов Авиценна часто предписывал голодание своим пациентам, особенно же больным оспой и сифилисом. Во время французской оккупации Египта были зарегистрированы многие случаи излечения сифилиса в арабских госпиталях путем голодания. Это было в 1822 году. Немного позже нам известны такие знаменитые доктора, как Сильвестр Грахам, который положил начало «грахамской муке», доктор Руссель Т. Толл, д-р Джовэл Шью, д-р Р. Волтэр, д-р Джон Кован, д-р Эмиэтт Дэнсмор, д-р Себастьян Кнайпп и другие; они рекомендовали голод как средство лечения от многих болезней. Точно изучено лечение голодом только благодаря д-ру Эдуарду Хоккэру, который определил голодание как особый отдел новой науки. Не только при острых, но и в случаях хронических болезней он предписывал голодание, и с весьма большим успехом. Приблизительно в то же время другой доктор продвинул вперед значение лечения голодом; его имя было Генрих Таннэр. Он сам голодал дважды по сорок дней, чтобы только показать другим, что человек может без всякого ущерба для своего здоровья оставаться без пищи сорок дней. Бернар Мак Фалдэн приводит интересный случай лечения голодом. Основатель Цистерцианского Братства Роберт Д. Молэм под влиянием смерти близкого человека решил последовать за ней в иной мир. Так как ему была противна мысль о самоубийстве, он решил заморить себя голодом. Он удалился в хижину своих родственников в горах, перестал есть и ждал смерти. Но, оставаясь живым после семидесятого дня голодания, он пришел к заключению, что так было угодно судьбе; он решил начать есть и жил много лет, полных кипучей деятельности.